Согласно п.3 ст.16 Закона РФ «О защите прав потребителей», дополнительные услуги, в том числе и страховые, за плату оказываются только с согласия потребителя, в противном случае потребитель вправе потребовать от исполнителя услуги возврата уплаченной суммы. Доказательствами совершения кредитной организацией указанных действий (бездействия) могут быть следующие обстоятельства:
- включение в документы, подписываемые заемщиком при получении кредита, указания на согласие заемщика быть застрахованным по договору коллективного страхования заемщиков без одновременного письменного указания на возможность не давать такого согласия;
- переписка между сотрудниками кредитной организации, из которой следует, что кредитная организация навязывает заемщикам подключение к программе коллективного страхования;
- задокументированные устные разъяснения, в том числе по телефону, сотрудников кредитной организации, из которых следует, что кредитная организация навязывает заемщикам подключение к программе коллективного страхования;
- отказ кредитной организации снизить процентную ставку по кредиту до уровня, на который заемщик мог бы рассчитывать в соответствии с объявленными условиями снижения процентной ставки по кредиту в случае его согласия быть застрахованным по договору коллективного страхования.
С 1 июня 2016 года, как уже было сказано в указаниях Центрального Банка РФ, отказаться от навязанной страховки можно в течение пяти дней после заключения договора, написав соответствующее заявление. Проще говоря, когда получаете кредит, соглашаетесь на все страховки, а как только деньги оказались у вас в кармане незамедлительно пишете заявление на возврат страховки с указанием на то, что она вам была навязана.